Тест аккумуляторов для автомобиля
Ю.И. Деточкин
Кризис ударил по всему, и аккумуляторный рынок не исключение. Покупатели смотрят прежде всего на цену. Даже владельцы престижных машин не спешат разоряться на дорогие аккумуляторы типа AGM и EFB, которым еще несколько лет назад все предсказывали безоговорочное господство.
Даже как-то неловко рассуждать про амперы, кулоны и градусы, если массовый потребитель выбирает что подешевле. С другой стороны, у бюджетной продукции зачастую хромает качество, и экономия может вылиться в копеечку… В этот раз мы решили сделать упор на недорогие аккумуляторы.
АКБ подешевле?
Поначалу поиск самых недорогих батарей популярнейшей размерности 242×175×190 мм дал скромный результат — всего пять изделий ценой от 2610 рублей за подольскую АКБ до 3002 рублей за тюменскую. Маловато для полноценной экспертизы. Подняли ценовую планку до 3500 рублей — добавилось еще шесть аккумуляторов. А как же без громких зарубежных имен — Varta, Bosch, Mutlu? Кроме того, за бортом остались и близкие к ним по цене отечественные батареи — например, АкТех. Попутно выяснилось, что некоторые восточные бренды установили на свою продукцию совсем не «кризисные» цены: самым дорогим аккумулятором оказался вовсе не Bosch, а корейский Solite аж за 5000 рублей!
В итоге мы набрали два десятка АКБ. Посмотрим, как цена связана с ампер-часами и кулонами.
Закупку проводили в розничной торговой сети в апреле — мае 2016 года. Результаты исследований относятся только к данной выборке и не могут служить основанием для оценки всей продукции того или иного бренда.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА БАТАРЕЙРезервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль со всеми включенными энергопотребителями (фары, стеклоочистители, система вентиляции), если у него испортился генератор. Измеряется в минутах. Чем выше результат, тем лучше. Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше. Приведенная энергия пуска единым током при —18 и —29 ºС. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Говоря попросту, чем выше энергия, тем, при прочих равных условиях, в запасе больше попыток уверенного пуска мотора. Измеряется в килоджоулях. Чем выше результат, тем лучше. Прием заряда при постоянном внешнем напряжении. Показывает способность батареи восстанавливаться после глубокого разряда. На практике батарея, которая лучше других принимает заряд, будет быстрее заряжаться и при поездках. Все батареи выдержали испытание. Примечание. Технические измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не могут служить характеристикой всей одноименной продукции в целом.
|
И так сойдет?
Общее впечатление от результатов испытаний тягостное. Основных поводов для расстройства три. Во‑первых, продавцы по-прежнему подсовывают залежалый товар, пусть с гарантиями, улыбками и печатями. Во‑вторых, неприятно, что на русском морозе из двадцати новеньких батарей одиннадцать провалились. В‑третьих, из двух десятков батарей за победу по-настоящему дрались только две — Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. Их отрыв от соперников оказался серьезным. Причем, что любопытно, преимущество очевидное как с учетом цены, так и без него.
Пробегитесь по первым столбцам таблицы, где отражена резервная емкость новеньких батарей. В скобках мы даем реальный «объем» электричества, за который платит покупатель. По аналогии с заправкой: просишь залить полный бак, а заправщик плеснул только на донышко. Но есть и разница: «ошибка» АЗС ни к чему страшному не приведет, а вот разряженная батарея, как говорят профи, «прокисает». Зачастую это необратимо: она теряет емкость и утрачивает работоспособность. Мы-то были к этому готовы, поэтому перед началом испытаний, как обычно, зарядили все АКБ под завязку. И вам надо так поступать, прежде чем ставить аккумулятор на машину. Наши замеры это подтверждают.
Теперь о «переплатах» за бренд. Чуда не произошло: все малоизвестные батареи дружно скопились в нижней части таблицы. Самое обидное, что цены на многие из них вовсе не копеечные. За такой импорт явно нет смысла переплачивать. А первую половину таблицы заполнили знакомые имена — на них мы и советуем ориентироваться.
НАШИ СОВЕТЫПервым делом определяемся с размерами аккумулятора. Он должен гарантированно уместиться на своем рабочем месте — в моторном отсеке или багажнике. Одновременно определяем полярность. Тут поможет старая батарея: смотрим — плюс справа или слева? Часто длина проводов не позволяет подключать батарею «не той» полярности. При выборе марки АКБ мы настоятельно рекомендуем руководствоваться списком наших победителей последних лет. Не ведитесь на низкую цену — филантропов на рынке не бывает. Бренд определяет стоимость. Как правило, при одних и тех же габаритах серьезные фирмы предлагают аккумуляторы разной энергоемкости (к примеру, разные заявленные амперы и ампер-часы). Лучше брать по максимуму, пусть это и немного дороже. Не стоит приобретать изделия, у которых на этикетках или в паспорте указаны единицы типа «А/ч». Это говорит о технической неграмотности их составителей и вызывает сомнения в качестве. Купленную батарею в обязательном порядке нужно зарядить. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства батареи) в течение 10–15 часов напряжение должно составлять 12,5–12,7 В. Если измерять сразу после заряда, то показатели могут значительно превышать реальное напряжение разомкнутой цепи. |
Все по местам
Чтобы определить лидеров и аутсайдеров, мы ввели балльную систему оценки. В каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты и присваивали им соответственно пять баллов (максимум) и один балл (минимум). Каждый из остальных участников получал промежуточный балл, пропорциональный своему положению между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 112 минут, а аутсайдер — 78, то участнику с результатом 87 минут достается 2,06 балла. При отказе батареи в том или ином виде испытаний она получает 0 баллов.
Суммарный балл по итогам замеров — это среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Затем мы делили его на цену аккумулятора, после чего вновь приводили к пятибалльной шкале. Таким образом, итоговая оценка — это, по сути, соотношение цены и качества.
Вне конкуренции в наших испытаниях оказались батареи Tyumen Battery Premium и Varta Blue Dynamic. С учетом гораздо более привлекательной цены на вершину поднялась «сибирячка». Если бы мы не принимали во внимание цены, первой стала бы Varta. Впрочем, у «иностранки» есть еще одно парадоксальное преимущество перед российской батареей: ее легче найти в продаже. Звучит нелогично, но это так, причем не только в Москве.
Вывод? Нельзя приобретать аккумулятор, глядя только на ценник. Экономия может выйти боком. Лучше потратьте немного времени на то, чтобы ознакомиться с результатами нашей экспертизы. Удачной покупки и стабильного напряжения в бортсети!
ЛУЧШИЕ АККУМУЛЯТОРЫ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ: ПОБЕДИТЕЛИ ЗАРУЛЕВСКИХ ЭКСПЕРТИЗ |
|||
2016 | Tyumen Battery Premium | Varta | Мutlu |
2015 | Tyumen Battery Premium | Topla | Exide Premium |
2014 | Varta | Banner | Bosch |
2013 | Tyumen Battery Лидер | Mutlu | Royal |
2012 | Varta | Мedalist | Topla |
2011 | Мedalist | Panasonic | Titan |
2010 | Мedalist | Varta | Зверь |
2009 | Varta | Мedalist | А-mega |
2008 | Bosch | Medalist | Varta |
2007 | Мutlu | Аком | Мedalist |
2006 | Varta | Мedalist | Bosch |
2004 | Tyumen | Tyumen | Мedalist |
Место | первое | второе | третье |
20 местоExice 56031, Корея |
19 место |
18 местоSolite CMF56220, Корея |
17 место |
Ориентировочная цена 4900 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 500 А Измеренная/ заявленная масса 13,63/ 13,99 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Думается, что название батареи должно напоминать покупателю известный бренд Exide — разница в одной буковке. Отсюда, пожалуй, и высокая цена. Однако корейская батарея оказалась хиленькой: все оценки ниже двух баллов. А при —29 ºC она запросила пощады: напряжение просело ниже положенных 6 В. С учетом цены — последнее место в многоборье. |
Ориентировочная цена 4500 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 510 А Измеренная/ заявленная масса 14,03 кг/ не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Слабенькая «энергетика» не сдюжила на русском морозе: через 15 секунд мучений напряжение резко снизилось — всё, приехали. Резервная емкость никудышная. Завышенная цена лишь усилила негативный эффект. Предпоследнее место. |
Ориентировочная цена 5000 руб.
Заявленная емкость (резервная емкость) 62 А∙ч (105 мин.) Заявленный ток 600 А Измеренная/ заявленная масса 13,54 кг/ не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Эту батарею мы купили, увидев запредельный для негромкого бренда ценник. А вдруг это новый лидер рынка? Но на морозе напряжение быстро просело ниже положенного, а соотношение цены и качества определило место в хвосте таблицы. |
Ориентировочная цена 3110 руб.
Заявленная емкость 55 А∙ч Заявленный ток 460 А Измеренная/ заявленная масса 13,6/ 15,0 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Резервная емкость самая низкая. При —18 ºC — хуже всех. При —29 ºC — потеря работоспособности. Вот и вся биография. И что толку от того, что цена невысокая? |
16 место |
15 место |
14 место
|
13 место |
Ориентировочная цена 3000 руб.
Заявленная емкость (резервная емкость) 55 А∙ч (88 мин.) Заявленный ток 420 А Измеренная/ заявленная масса 12,95/ 15,8 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Как всё хорошо началось… Цена — всего 3000 рублей. И даже указана резервная емкость в минутах. Но потом карета превратилась в тыкву: оценки ниже двойки плюс отказ через четыре секунды работы на морозе — напряжение ниже 6 В. |
Ориентировочная цена 2610 руб.
Заявленная емкость 55 А∙ч Заявленный ток 420 А Измеренная/ заявленная масса 12,42/ 15,8 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Самая дешевая батарея в подборке. Не важно, что заявленный ток всего 420 А, — лишь бы работала. Но разница между реальной массой и обещанной составила 3,38 кг — свинца не доложили. Итог: все оценки ниже двух баллов. А на морозе «электричество кончилось». |
Ориентировочная цена 3300 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 520 А Измеренная/ заявленная масса 14,05/ 16,95 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки После взвешивания всё стало ясно — не хватает почти 3 кг. Через девять секунд работы на морозе батарея померла: напряжение упало ниже 6 В. К тому же эта батарея еще и заряд принимает хуже всех. |
Ориентировочная цена 3450 руб.
Заявленная емкость 55 А∙ч Заявленный ток 470 А Измеренная/ заявленная масса 12,8/ 15,0 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Цена приемлемая, но, похоже, сэкономили опять-таки на свинцовых пластинах. При —29 ºС батарея не сдюжила: напряжение просело ниже «ватерлинии». Впрочем, исходная резервная емкость тоже не внушала оптимизма: всего 11 минут! Потому хоть и не последнее, но все-таки несчастливое место. |
12 место |
11 место |
10 место |
9 место |
Ориентировочная цена 3250 руб.
Заявленная емкость 62 А∙ч Заявленный ток 550 А Измеренная/ заявленная масса 14,63/ 15,8 кг Газоотвод через пробки Контроль уровня электролита через пробки Всего 17 минут исходной резервной емкости. Причина очевидна: продавцы батарею не обслуживали! Зарядив, мы вернули ее к жизни. Взвешивание показало нехватку свинца. Уже через семь секунд работы на морозе батарея отказалась сотрудничать. |
Ориентировочная цена 4200 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 520 А Измеренная/ заявленная масса 14,25/ 15,5 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Цена высокая, а свинца за эти деньги явно мало. Холодов батарея боится: выдать приличные джоули на морозе не смогла, продержавшись 17 секунд вместо обещанных тридцати. В общем, не понравилась. |
Ориентировочная цена 4750 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 540 А Измеренная/ заявленная масса 13,35 кг/ не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Уже который год приходится писать про Bosch одно и то же: именитый бренд ничем не удивил. Скромное место в середине таблицы, ни одного запоминающегося результата. Батарея не провалилась, но и не привлекла внимание. Цена высокая, а энергии маловато. |
Ориентировочная цена 2900 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 500 А Измеренная/ заявленная масса 13,31/ 15,7 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Очень привлекательная цена. И тот же вопрос: а где свинец? Слишком легкое изделие приехало из Казахстана. Нехватка свинца быстро аукнулась: на морозе батарея получила «баранку», поскольку не сумела выдать положенную энергию. |
8 место |
7 место |
6 место |
5 место |
Ориентировочная цена 4100 руб.
Заявленная емкость 64 А∙ч Заявленный ток 570 А Измеренная/ заявленная масса 17,05/ 16,8 кг Газоотвод через пробки Контроль уровня электролита через пробки Самая тяжелая батарея в тесте: свинца на нее не пожалели. Но от провала батарею спасло чудо: на момент приобретения «в ней» было всего лишь 14 минут резервной емкости. Хорошо, что экспертам после заряда удалось вернуть ее к жизни. На этом фоне показанные результаты можно считать отличными. Но цена не понравилась. |
Ориентировочная цена 4500 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 600 А Измеренная/ заявленная масса 13,73/ 14,4 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Этот бренд всегда выглядел достойно. Так и сейчас: высокий заявленный ток батарея выдает исправно, мороза не боится. Могло быть и лучше, но батарею явно не подзаряжали в магазине — об этом говорит исходная резервная емкость. |
Ориентировочная цена 3500 руб.
Заявленная емкость 55 А∙ч Заявленный ток 450 А Измеренная/ заявленная масса 13,95/ 14,3 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки Сибирский «медведь» прочно обосновался на шестом месте и по характеристикам, и с поправкой на цену. Резервная емкость при покупке оказалась совсем маленькой — видимо, батарея долго лежала на складе. Типичная ситуация: продавцы не любят следить за батареями. |
Ориентировочная цена 4100 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 600 А Измеренная/ заявленная масса 15,67 /16,4 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Батарея честно выдала обещанное, включая солидные 600 А. Путь на более высокое место преградила цена: дороговато для российского изделия! |
4 место |
3 место |
2 место |
1 место |
Ориентировочная цена 4690 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 560 А Измеренная/ заявленная масса 13,52 кг /не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Победитель многочисленных экспертиз прошлых лет сегодня переживает не лучшие времена. Бренд уходил с нашего рынка, потом вновь вернулся. Поэтому четвертое место — это, конечно же, успех. Заметим, что на пьедестал «медалиста» не пустила слишком высокая цена. |
Ориентировочная цена 3520 руб.
Заявленная емкость 63 А∙ч Заявленный ток 550 А Измеренная/ заявленная масса 15,3/ 15,6 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — В тройку призеров «турчанку» вывела сравнительно невысокая цена. Если судить только по электрическим параметрам, то она была бы пятой. Но соотношение цены и качества помогло обойти конкурентов. Впрочем, этот бренд всегда был в группе лидеров. |
Ориентировочная цена 4550 руб.
Заявленная емкость 60 А∙ч Заявленный ток 540 А Измеренная/ заявленная масса 14,78 кг/ не указана Газоотвод центральный Контроль уровня электролита — Две номинации выиграны, в трех — серебро. Без учета цены Varta стала бы первой, поскольку на доли балла опередила тюменскую батарею. Но полуторная разница в цене отодвинула ее в итоге на второе место. |
Ориентировочная цена 3000 руб.
Заявленная емкость 64 А∙ч Заявленный ток 590 А Измеренная/ заявленная масса 16,6/ 17,2 кг Газоотвод центральный Контроль уровня электролита через пробки «Сибирячка» победила в трех номинациях, еще в двух была второй. В финале на первое место батарею вывел ценник — Varta гораздо дороже. Остальные участники отстали по параметрам довольно сильно. Кстати, это одна из самых тяжелых батарей в нашей выборке: без свинца о золоте не мечтают. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ*
1/20